Интервью о глубинных практиках с Мастером Анандом.
Почему практики называются «глубинными»?
Вот задается вопрос – может ли человек почувствовать свое внутреннее пространство, например какой-нибудь орган, если у него там все в порядке? Нет. Вот если печень заболит – он ее чувствует. Пока она не заболела – он не чувствует. Тот факт, что она заболела туда привлекает специфическое внимание. Если бы у нас не было этого инструмента внимания — мы бы не могли вообще иметь шансов даже, что-то почувствовать внутри, только во вне. И вот этот инструмент внимания он в глубинных практиках, а это в глубине используется. Значит название «глубинные» – означает, что мы смотрим в глубину себя.
Но мы можем здорово обманываться, если у нас все в порядке – ничего не болит, тогда мы начинаем это внимание выдумывать. Для того чтобы не выдумывать, нам нужно опять включить телесные возможности. Ну, например, напрячь мышцу, тогда мы чувствуем это место. Скажем, когда мы тащим ведро с водой, в принципе, в первый момент когда берем ведро, мы чувствуем когда напряглись мышцы, а потом оно уходит, потому что у нас есть цель – дотащить ведро, например, до кухни, и мы не обращаем внимание на это напряжение, а оно есть и его легко почувствовать – оно ясно выражено. Вот на этом принципе основаны глубинные практики.
Таким образом, мы во-первых — включаем тело в определенные типы движения, где мышца то напрягается то расслабляется. А во-вторых, наблюдаем это в разных режимах, с разными типами внимания. Оказывается внимание может быть очень различным. И вот опять мы наше тело используем для того, чтобы настраивать внимание и для того чтобы не обманываться в ощущениях.
Например, те же практики Востока для европейского человека очень трудны и малоэффективны по одной простой причине – ну сел ты в позу лотоса, через 15 минут все мышцы одеревенели, сначала тебе больно и неудобно, а потом ты полностью как в анестезии – ничего не чувствуешь совершенно. Внимание уползает, и постепенно начинаешь или витать в облаках или просто засыпать. И дзен-учитель берет палку и бьет тебя по голове, чтоб ты проснулся хотя бы . Вот такая восточная методика обучения, и так долгие годы, пока дойдет – что нужно внимать, чтобы внимание было эффективным. А в глубинных практиках это делается сразу и они подвижны, поэтому нет вот этой статики, где мы бы засыпали.
Немного подробнее об истории создания практик. Откуда они взялись?
Несколько источников. В древности существовали разные аналоги, например в той же йоге было что-то похожее, но со временем было утрачено. Ну и йога это очень длительный путь, очень долгий, это десятки лет до того чтобы добиться серьезного результата. Каждый день – по два, по три часа. Ни один европеец не может себе такое позволить в гуще нашей суетливой жизни. Это очень серьезное ограничение, которое действительно мешает людям заниматься йогой.
Появились сейчас практики различные, которые близки к тому что ли, к тем критериям, которые я уже описывал. Скажем, сейчас известна такая практика как «Хора», раньше ее называли – «йогический массаж». Я, в свое время, ему обучался, но меня не устроили некоторые параметры практики. Я не хочу сказать — что она плоха, просто меня лично это не устраивало, и все. И когда я стал модифицировать, тогда еще «йогический массаж», я понял некоторые вещи, которые меня не устраивают, и сделал так, чтобы они меня устраивали. И из-за этого появилась другая практика – Глубинное касание. Т.е. внешне многие вещи похожи, но внутренне это абсолютно разные вещи.
Мне часто говорят: «Вот, как же так, может быть оставили хотя бы тоже название…». Во-первых – Мастер, который создал «йогический массаж», а теперь «Хору» – он был категорически против того, чтобы это называть «йогическим массажем» и «Хорой». Т.е. он открестился от этого. А главное, по сути – Глубинное касание это действительно другая практика, поэтому я придумал другое название. В чем же их отличие? В том, что, во-первых – в Глубинном касании все происходит значительно мягче, во-вторых, в практику было включены те самые специфические «формы внимания», которые отсутствовали в «йогическом массаже», и в-третьих, был разработан специальный комплекс дыхательных упражнений.
(вопрос собеседника)Т.е. по сути, вы на себе все это исследовали? Чтобы оценить эффективность?
Да, конечно. Я испытывал все это – на себе, на своих учениках. Это все проверено многократно и оказалось очень эффективным. Это была первая ласточка, когда я начал менять эту технологию, и здесь уместно такое сравнение. Скажем, существует кун-фу, существует бокс, и предположим «Стиль Орла» и каратэ. Во всех этих четырех видах боевых искусств есть удар – прямой кулаком. Основания считать, что одна из них из другой вытекают, просто глупо. Т.е. это системы, которые родились совершенно независимо друг от друга, но здесь есть общие законы уже физиологии и жизнедеятельности самого тела, поэтому все толковые практики должны напоминать друг друга, если они связаны с телом. Поэтому в Глубинных практиках что-то похоже на йогу, что-то немножко на «Хору», что-то немножко на языческие технологии древнерусские…
Но самый главный фактор в создании практик был такой: гора Святая, 11 августа 1999 года. Мы с группой мастеров туда поднялись, и каждый получил свое откровение, и я в том числе. С 6-ти утра до 6-ти вечера, я потом две недели, под подошвой Святой, в специальном месте на Тепсени писал диктовку, конспект. Вот такая толстенная тетрадь – до сих пор, даже пятую часть еще не реализовал. И вот в результате ясно обозначились и возникли Глубинные практики, мне изложили основные принципы и сказали в каком направлении двигаться, все остальное пришлось делать самому.
(вопрос собеседника)Получается, вы здесь на физическом уровне нашли синтез того что есть?
Да. Именно. Знание взято из трех источников. Это древняя система йоги, которую я знал, потому что я с 7 лет обучался этому. Современная система (имеется в виду «Хора», или «йогический массаж»), которая, кстати имеет тоже древние источники, просто у Мастера Атаяна было свое откровение, и эта техника вернулась на землю. И собственные разработки. Три этих потока, они слились в глубинных практиках. В результате появилось Глубинное Касание, Глубинный Звук, Глубинная Гимнастика, Глубинная Волна и Глубинный Жест.
Кто может заниматься этими практиками? Необходима ли специальная подготовка? Определенный возраст?
Эти практики созданы для любого человека «с улицы». Так устроен сам процесс, что человек с любой начальной подготовкой, точнее отсутствием таковой – спокойно может этим заниматься, и кстати инвалиды тоже. Это достаточно щадящие техники. Они так устроены, что человек настраивается на это и в том темпе и с той интенсивностью, на какую он способен он, собственно, и работает. Там к счастью нет того, что есть в бодибилдинге, в том же фитнесе и в той же аэробике – продолжительных изматывающих тренировок.
Обязательно ли заниматься всеми практиками, или можно заниматься какой-то одной?
Совершенно не обязательно заниматься всеми практиками. Для нормального человека, обычно, достаточно одной практики, чтобы обслуживать все потребности по здоровью, по сознанию, по красоте жизни. Но если человек избрал духовный путь, то просто опыт показывает, что он не удерживается и ему хочется еще что-нибудь, и тогда он практикует как минимум – две практики. Но они сложены, на самом деле, в один букет, поэтому это не противоречат одна другой, они не конкурируют – они дополняют друг друга. И каждый человек может выбирать то, что ему нравится. У нас многие начинали, например, с Глубинного звука, Глубинной гимнастики а потом приходили в Глубинное касание и волну.
Как проходит обучение практикам? Долго ли нужно учиться?
Чем еще хороши эти технологии, что они во-первых годятся для любого человека, что мы уже обсудили, а второе — в них чрезвычайно просто и легко получить как начальное обучение, так и продолжение. Обучение разбито на уровни. Первый уровень длится как правило от двух до четырех дней, в Глубинном Касании это 1,5-2 часа в день, а в остальных Глубинных практиках – это полчаса, минут 40 в день, просто поразительно мало но чрезвычайно эффективно. Второй уровень — примерно такое же количество времени и третий – тоже. Только на уровне мастера там возникают иногда ситуации, когда нужно больше времени. После того как человек обучен, он этот уровень может практиковать самостоятельно. Время практики в день занимает от 5 до 15 минут.
|